В этом блоге вы найдете истории о прошлом и настоящем еврейской общины города Самара, Россия.

Места и люди

Самара купеческая

   Самара – город купеческий. История сохранила нам имена крупнейших самарских предпринимателей, вышедших из еврейской среды. Это Могика Лазаревич  Боберман, являвшейся дилером нефтяной компании Нобеля; его сын Вольф Моисеевич Боберман, глава Торгового дома, построивший большую паровую мельницу с зернохранилищем; владелец спичечной фабрики «Волга» Лев Львович Зелихман; крупный домовладелец Матвей Абрамович Чаковский; Абрагам Адольф Нахов Гиршфельд, которому принадлежал торговый дом готового платья, владелец типографии Абрам Исаевич Хорош и многие другие. Мы решили отметить на карте дома, где они жили или находились их торговые дома, предприятия и т.п.

-
Просмотреть Самара купеческая на карте большего размера

Дом Боберманов – ул. Дворянская (в настоящее время ул. Куйбышева, 68), 82.
Торговый дом  «Боберман и сыновья» - ул. Мельничная, 2.
Паровая мельница Бобермана В.М. – Мельничная, 1. 
Дом Л.Л. Залихмана – Саратовская (в настоящее время ул.Фрунзе), д 54 (дом Челышева). Спичечная фабрика «Волна» (владелец Л.Л. Залихман) – Петропавловская площадь (в настоящее время район стадиона «Буревесткник»).
Дом М.А. Чаковского – ул. Соборная (ул. Молодогвардейская), 72
Баня Чаковского  – Предтеченская (ул. Некрасовская), 1.
Дом А.Н. Гиршфельда – ул. Дворянская (в настоящее время ул. Куйбышева), 114.
Торговый дом А.Н. Гиршфельда – ул. Дворянская (в настоящее время ул. Куйбышева), 117.
Типография А.И. Хороша – ул. Дворянская (в настоящее время ул. Куйбышева), 69.


Самара религиозная

В 1895 г. самарские губернские власти официально признали еврейскую общину. Её возглавил инженер-технолог Л.Л. Зелихман. В это же году также были  зарегистрированы  молельные дома, возникшие задолго до этого.  Первая молельня была устроена в доме Маркинсона в 1880 году, а вторая – в 1897 году в доме, предоставленном известным в городе предпринимателем Чаковским. Самый старый молельный дом никогда не закрывалась и больше ста лет без устали служил верующим.
4 сентября 1903 г. хозяйственное правление при Самарском еврейском молитвенном доме подало прошение о разрешении вместо двух существующих на улице Николаевской (ныне Чапаевской) молитвенных домов евреев построить синагогу. Как было написано в прошении: «Сооружение всего здания обойдется в 50000 рублей и будет исполнено на средства добровольных пожертвований евреев города Самары».
Как следует из протокола заседания строительной комиссии от 10 ноября 1903 года, причины, указанные еврейским молитвенным домом, а именно: «существующие помещения недостаточно обеспечены в гигиеническом и пожарном отношениях и кроме того содержание двух молелен вызывает двойные расходы», признали достаточно вескими. Строительное отделение посчитало  «возможным разрешить устройство по сему проекту еврейского молитвенного дома, существующие помещения еврейских молелен в домах Чаковского и Маркисон должны быть закрыты».
Строительство синагоги возгла­вил самарский архитектор, инженер городской управы Зельман Вениамино­вич Клейнерман. В 1908 году иудейский храм распахнул двери для своих прихожан. Он был построен в мавританском стиле, его стены были выложе­ны белым и красным кирпичём. На открытии присутствовали вице-губернатор, члены губернского правления, городской думы и управы. К кон­цу богослужения в Арон-кодеш были торжественно помещены двенадцать свитков Торы.
Корреспондент газеты «Русское слово», побывавший на открытии сина­гоги, писал: «Ознакомившись с внутренним расположением, нужно признать, что здание синагоги производит впечатление своими внушительными разме­рами, прекрасною архитектурою, солидной постройкой и выдержанностью стиля, внутренней отделкой деталей... Отныне Самара украсилась ещё одним зданием, выдающимся по изяществу архитектурного замысла и наша еврей­ская колония по справедливости может гордиться красотой своего храма, первого по всему Поволжью».
Однако судьба была не благосклонна к самарской синагоге. После революции 1917 года здание национализировали и передали под Дом культуры им. III Коммунистического Интернационала. Затем в здании разместился хлебозавод. И только в 1994 году было принято решение о возвращении синагоги еврейской общине. Сегодня одну из самых красивых синагог в мире можно увидеть в лесах. И город надеется, что когда-нибудь она снова откроет свои двери.

А пока по-прежнему старый молитвенный дом, теперь уже на Чапаевской улице, построенный еще в 80-х годах XIX века, принимает всех своих прихожан. Сегодня здание старой синагоги перестроено и оптимальным образом приспособлено под общинные нужды.

  Раввином Самары и Самарской области является Шломо Дойч, посланник Любавического Ребе, приехавший в город в 1997 году. Шломо Дойч со своей супругой Диной ведут широкую просветительскую деятельность среди еврейского населения.
В настоящее время в Арон-кодеш синагоги хранится 4 Свитка Торы, подаренные в разные годы. Первый в новейшей истории Свиток Торы появился в самарской синагоге в январе 2002 г. Такого события город не видел практически сто лет. Эта Сефер Тора была написана в Иерусалиме в память о раввине Дов-Бере Рабиновиче. Завершилось написание Свитка в первую годовщину смерти праведника – 18 декабря 2001г. Члены семьи раввина Рабиновича прилетели в Самару из Иерусалима. Из Москвы прибыл Главный раввин России Берл Лазар. Колонну из 500 верующих с факелами сопровождал муниципальный духовой оркестр. Эта была четвертая новая Сефер Тора, которая появилась в России с начала «еврейского ренессанса» в стране.
На Пурим 2007 г. член самарской общины Михаил Калмыков подарил  еще один Свиток Торы в память о своих родителях. Свиток был заказан в Эрец-Исраэль. В годовщину смерти матери М. Калмыкова состоялось торжественное шествие по улицам города: Свиток пронесли из дома дарителя в самарскую синагогу.
Два Свитка Торы, подаренные синагоге в канун Рош а-Шана 5770 г. и 5771 г., написаны в Израиле за благословение и благополучие родителей Евгения Серпера - Исраэль Александр Бен Хая и Бина Ривка София Бат Рахель Серпер.
-
Просмотреть Самара религиозная на карте большего размера 
Молельный дом (дом А.М. Чаковского) - ул. Чапаевская (бывшая Николаевская), 138.
Самарская Хоральная Синагога -ул. Садовая, 49.
МРО "Иудейское религиозное общество г. Самары" - Чапаевская, 84Б.

Самара образовательная

   В знаменитом фильме «Чтец» британского режиссёра С. Долдри по одноимённому роману немецкого писателя Бернхарда Шлинка одна из героинь говорит, что малограмотность никогда не была еврейской проблемой. И с этим действительно нельзя не согласиться. Там, где образовывалась еврейская община, обязательно  появлялась и еврейская школа.
В Самаре первая еврейская школа открылась в 1910 г. Это было еврейское училище (3-го разряда), которое по правам приравнивалось к гимназии. Где оно находилось? В одной из самарских газет от 20 августа (02 сентября) 1911 года можно прочесть  объявление о переезде  еврейского училища: «Еврейское училище самарского отделения о-ва для распространения просвещения между евреями в России переведено с Саратовской улицы на угол Почтовой и Самарской, в дом Нуичева № 159». В 1912 г. оно сменит адрес еще раз и разместится в доме купца II гильдии Матвея Абрамовича  Чаковского на ул. Николаевской (ныне Чапаевской) в доме 138.
Долгое время в этом доме  находилась одна из первых в Самаре еврейских молебен. Но в 1989 г.  рядом  с ней вдова Н.И. Шахларева  построила Николо-Софийскую церковь. И что было делать? Ведь по законам Российской империи того времени рядом с православным культовыми сооружением иудаистское здание право находиться не имело. И эта казалась бы неприятность, обернулась для еврейского населения неожиданной радостью. Евреям было выделено место на Садовой под строительство знаменитой хоральной синагоги.
А М.А. Чаковский завещал передать  свой дом под еврейское училище. Вот что рассказывает государственный архив об этом здании: “Усадебное место 210 квадратных сажен, двухэтажный каменный дом с подвалом, крыт железом. На 1902 год стоимость 2 тысячи рублей. В 1912 году - 16 тысяч рублей”. Здесь еврейские дети изучали обязательные предметы, а  дополнительно идиш, и историю древнего Израиля. Училище просуществовало вплоть до 1917 года, а потом было закрыто.
В 1925 году вновь была открыта еврейская школа-семилетка на ул. Фрунзе, 57. Почему? Наверно потому, что численность евреев в Самаре к тому времени составила семь тысяч человек, а это 4% населения. Вот что писала об этой школе в своих воспоминаниях одна из последних ее выпускниц - музыковед, историк самарской культуры Ева Цветова: "Мы окончили семилетнюю школу №21 в 1938 году и оказались последним выпуском. Школу закрыли...В двухэтажном доме находилось семь классов - по одному от первого до седьмого, немногим более двухсот еврейских детей. Учебные программы соответствовали обычным, но в дополнение к ним раз в неделю был урок еврейского языка - идиш. Вел его педагог с поистине библейским именем Лазарь Иезикиелевич Засьма. Никакой учебной программы по этому предмету в нашей школе не было, и никакие инспекторы не пытались оценить успехи учеников. Естественно, они были более чем скромными - в лучшем случае, мы могли немного читать и писать. Разговаривать по-еврейски не умел никто...». История сохранила нам  имя директора этой школы - Яков Наумович Цлаф, который совмещал эту должность с преподаванием математики. Якова Наумовича знали почти все горожане. Встречая его на улице, они обязательно снимали шапку и кланялись. А как он преподавал математику! Те, кто у него учился, помнят его уроки: прекрасные, удивительные, творческие. Говорят, что некоторым теоремам Цлаф присваивал имена учеников, проявивших особую смекалку при их доказательстве. В 1940 году Яков Наумович Цлаф станет  заслуженным учителем школы РСФСР и до конца своей жизни будет преподавать свою любимую математику в разных школах г. Куйбышева. Но только уже не в школе № 21. В 1938 г. школу закроют.
   Как ни странно, но если бы в  70-80-е  годы XX века  Вы спросили, есть ли в  Самаре еврейская школа, то с удивлением для себя услышали, что есть. Нет, ее не создавали специально. Просто именно так  неофициально стали называть  школу № 88 на Безымянке (ул. Физкультурная, 98б). И совсем не за то, что в ней учились еврейские дети. Ученики были самых разных национальностей. А вот руководили этой школой два замечательных человека и педагога: директор школы Ефим Михайлович Кнохинов и завуч по воспитательной работе Исай Львович Фишгойт
  Именно они сделали из обычной школы на рабочей окраине города, школу, известную в городе всем. Если говорить современным языком, именно благодаря им название «школа № 88» стало брендом, который ассоциировался с образованием самого высокого качества. Вот что рассказывает сам Ефим Михайлович о начале своей работы. «Помню, бараки, частные домики, переулочки-закоулочки… Просто так не пройдёшь. Да, нужно было отвлечь детей от улицы. Мы поставили себе задачу, защитить от её много чего неприятного. Вот, сейчас говорят, что творится? Что происходит с молодёжью? Да на кого она похожа? Просто люди забыли, что было с молодёжью в пятидесятые, шестидесятые годы прошлого века. Я очень хорошо помню и ножи в карманах у ребят, и наркотики… Помню, как Исай Львович Фишгойт, он французский язык преподавал, меня предупреждал: «Ты смотри, в классе ученик такой-то, очень нервный, и у него в кармане обычно нож!…» Что тогда творилось! На чердак ребята обычно уходили драться. В том числе и поножовщина была… Бегали к ним туда, разнимали…Всё это было. Школа считалась новостройкой. Как водится, в новую школу отдают учеников по принципу «на тебе Боже, что нам не гоже». К нам пришло довольно много трудных ребят. Школу сдали в эксплуатацию в 1954 году. За семь лет школу разнесли в пух и прах. Всё было разбито. Двери, рамы, стёкла… Я тут, когда пришёл в 1961 году начал с капитального ремонта. И мы с коллегами довольно быстро привели школу в порядок» (http://www.samru.ru/society/obrazovanie/11624.html).
Порядок стал там действительно образцовый. В школе было создано самоуправление, открыты музыкальные классы, проводились различные конкурсы, организовывались туристические походы. Ее почетными гостями неоднократно бывали выдающиеся деятели искусства и литературы Д. Б. Кабалевский, Роберт Рождественский, Михаил Плетнев, Александр Дольский, Виктор Берковский, Александр Суханов и др. И каждое утро в фойе школы, первым, кто встречал ребят идущих в школу, был  Ефим Михайлович.
Сейчас школа № 88 стала  музыкально-математической гимназией № 2. Уже никто не называет ее еврейской. Но если Вы наберете в любой поисковой системе «Ефим Михайлович Кнохинов» или «Исай Львович Фишгойт», то прочтете самые добрые слова в адрес этих замечательных людей, слова, которые написали их ученики разных возрастов и национальностей.
В конце 80-х годов в Самаре началось возрождение детского еврейского образования. Сначала проводились занятия в синагоге, воскресной школе, осуществлялись образовательные программы Сохнута. И, наконец, в сентябре 1994-го года было открыто еврейское национальное отделение в средней школе № 41. Тогда оно насчитывало 48 учащихся. Помимо базовых предметов общеобразовательной школы здесь изучался (и продолжает изучаться) иврит, история и традиции Израиля, еврейская литература. В 1999-ом году национальное отделение переехало в другое помещение - школу № 42.
В Самаре существует еще одна еврейская школа – негосударственная. Полное ее название: «Школа среднего (полного) общего образования с этнокультурным еврейским компонентом образования Ор Авнер». Школа была открыта 10 лет назад и является одновременно и детским садом, и школой.
С 1995 г. в Самаре действует еврейский детский сад «Маккаби», созданный администрацией города по инициативе Еврейского культурного центра «Маккаби». В 2002 году детский сад был принят в Международный Фонд «The Ronald S. Lauder Foundation» и получил полуофициальное название «Лаудер-Маккаби».
-
Просмотреть Самара образовательная на карте большего размера

   Еврейское училище (1910 - 1917 гг.) - ул. Чапаевская (бывшая Николаевская), 138.
   Еврейская 7-летняя школа (1925 - 1938 гг.) - ул. Фрунзе (бывшая Саратовская), 57.
   Школа № 88 (в настоящее время гимназия № 2) - ул. Физкультурная, 98Б.
   МБОУ СОШ  № 42 «Гешер» - ул. Урицкого, 1.
  Негосударственное образовательное учреждение «Еврейская средняя школа «Ор Авнер» - пр-т  Масленникова, 40-А.
   Детский сад "Маккаби" - Аэродромная ул., 22А.

Самара промышленная

  В годы Великой Отечественной войны в Самару были эвакуированы крупные предприятия из Воронежа, Москвы и других городов. Так начиналось история Самары как промышленного города.
  Именно в наш город был эвакуирован из Воронежа авиационный завод № 18 имени Ворошилова, который выпускал самолёты, названные немцами «шварце тодт» - «чёрная смерть». Речь идет о знаменитых штурмовиках ИЛ-2. Директор завода М.Б. Шенкман так смог организовать работу, что практически через месяц после эвакуации был выпущен первый самолет.
  Директором другого военного завода - завода  № 24 им. Фрунзе, производившего авиационные моторы, был М.С. Жезлов. За бесперебойную работу и совершенствование продукции генерал-майор инженерной службы Жезлов был награждён многими орденами, ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.
  Директором дважды орденоносного 4-го подшипникового завода (до эвакуации 1-ый Московский подшипниковый завод) был Я.С. Юсим, его в Государственном комитете обороны называли «государственного ума человеком». Почти все оборонные заводы страны работали на подшипниках, выпускаемых 4-м ГПЗ. Три ордена и несколько военных медалей получил директор завода аэродромного оборудования И.С. Фишман. 

-
Просмотреть Самара промышленная на карте большего размера
Авиационный завод N18 им. Ворошилова (в настоящее время ОАО "Авиакор – авиационный завод") - ул. Псковская, 32.
Завод №24 им. Фрунзе (в настоящее время - ОАО «Кузнецов») - Заводское шоссе, 29.
Государственный подшипниковый завод № 4 (в настоящее время в ЗАО «Самарский подшипниковый завод-4) - Московское шоссе, литера Д.
Завод аэродромного оборудования - Заводское шоссе, 14.


Самара музыкальная, художественная, театральная

  Самарские евреи играли значительную роль в различных сферах жизни города и области. Нам бы хотелось рассказать, прежде всего, о тех, без кого невозможно представить культурный облик Самары.
  Гордостью Самары был и остается Художественный музей. В 2007 году на здании Самарского Художественного музея была открыта мемориальная доска в честь А.Я. Басс. Лауреат государственной премии России, почетный гражданин Самары и Самарской области, кавалер ордена Почетного Легиона, бессменный директор музея на протяжении многих и многих лет, а точнее - почти пяти десятилетий, Аннэта Яковлевна Басс отдала всю свою творческую жизнь одному из лучших художественных музеев страны.
  Более 35 лет возглавлял театр драмы П.Л.Монастырский, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, Почетный гражданин Самары и Самарской области. Его деятельность на этом посту вывела театр на одно из ведущих мест в стране. Среди корифеев самарской театральной сцены, посвятивших жизнь драматическому театру, народный артист РСФСР Г.А.Шебуев (Гублер). Многие спектакли Самарского драмтеатра оформлял заслуженный  работник культуры РСФСР И.Мендкович. Славились в городе спектакли, поставленные режиссером Р.Рахлиным и режиссером Я.Киржнером.
  В разные годы оркестром театра оперы и балета дирижировали И.Зак, Л.Гискин, А.Шморгонер, С.Бергольд, Г.Рисман, И.Айзикович, А.Эйхенвальд, Д.Карасик, Л.Оссовский, В.Невлер. Ведущими солистками оперы были Слава Бондаренко (лирико-драматическое сопрано), Алла Серпер (меццо-сопрано), Евгения Мазуркович (лирико-драматическое сопрано).
  Долгие годы директором Куйбышевской филармонии работал композитор М.Блюмин, главным дирижером симфонического оркестра - С.Фельдман. В приобщении к музыкальной классике большую роль сыграли абонементные концерты, которые сопровождали талантливые музыковеды Раиса Бурлина, Ева  Цветова, Инна Фельдман.
  Нельзя не вспомнить заслуженного учителя России, преподавателя  литературы В.П.Финкельштейна, создавшему в 1939 году школу юного филолога  при городском Дворце пионеров. Ею он успешно руководил около сорока лет, до конца жизни. Среди тех, кто занимался в школе - известные впоследствии самарцы: поэт - фронтовик З.Городисский, заслуженная артистка России С.Боголюбова, литературовед, педагог высшей школы В.Скобелев, журналист и кинодокументалист Б.Кожин и многие другие.
  Широкую известность не только в стране, но и за рубежом, получил поэт,  сатирик, юморист и переводчик Самуил Эйдлин, участник Великой Отечественной войны, фронтовой корреспондент.


Просмотреть Самара музыкальная, художественная, театральная
на карте большего размера


Самарский областной художественный музей – Куйбышева, 82.
Самарский академический театр драмы им. М. Горького - пл. Чапаева, 1.
Самарский академический театр оперы и балета – пл. Куйбышева, 1.
Самарская государственная филармония - ул. Фрунзе, 141.Городской дворец пионеров (в настоящее время Самарский Дворец детского и юношеского творчества) - ул. Куйбышева, 151.